фото Суздаль

Суздаль  

Суздаль

История Суздаля

    Когда именно был образован город Суздаль, исторических свидетельств не сохранилось. Но точно известно, что история Суздаля насчитывает более тысячи лет, ведь первое историческое упоминание об этом городе относится к 1024 году («Повесть временных лет»). Причём историки и археологи утверждают, что появился Суздаль около IX века, и главным занятием местных жителей, помимо традиционного земледелия, было ремесло и торговля. И настолько развита была торговля, что доходила она до европейских и азиатских государства, о чём мы можем легко узнать из археологических раскопок на месте древнего городища. Здесь не редкость – предметы, изготовленные и в Средней Азии, и в европейских государствах.

    Уже в конце XI – начале XII веков на месте нынешнего Суздаля было начато строительство укреплённого места – Кремля. По тем временам это означало, что город достаточно богат, чтобы позволить себе такое строительство, и в нём есть что оборонять. Расположился суздальский Кремль в устье реки Каменки, которая также выступала естественным защитным барьером, наравне с искусственным рвом, который был вырыт с востока. Кроме того, вокруг Кремля были насыпаны земляные валы, которые увенчивались деревянными стенами со сторожевыми башнями. Таким образом город-крепость мог обороняться от любой напасти, с какой бы стороны она не пришла. А в самом Кремле один из самых известных русских князей Владимир Мономах повелел построить собор Успения Богородицы.



    Первая половина XII века для Суздаля была своего рода «золотым веком». Активно развивается торговля, местные ремесленники, а также купцы осваивают территорию в восточном направлении от Кремля. Вырастают мастерские и лавки, из которых формируется собственно город – посад. Рядом с ним образуются небольшие слободки, в которых селятся большими родовыми общинами. Княжит в это время в Суздале Юрий Долгорукий – князь, прославившийся тем, что повелел заложить Москву. Его забавное с точки зрения современного человека прозвище было вызвано отнюдь не физическими особенностями фигуры князя, а его постоянными захватническими походами в чужие земли. Из-за этого князь никак не мог избежать проблем с соседями, что побудило его возвести рядом с Суздалем укреплённую крепость в Кидекше, небольшой пустующей местности. В 1152 году в стенах замка была возведена каменная церковь Бориса и Глеба, которую Юрий Долгорукий заложил в честь собственных предков, причисленных церковью к лику святых.

    Строительство церквей в здешних местах продолжилось и при последующих князьях. Так, достоверно известно, что с 1207 года начинается история Ризоположенского монастыря. А когда в 1222 году был разрушен Успенский собор в Кремле, то на средства местных князей было начато строительство собора Рождества Богородицы. На сегодняшний день это один из наиболее древних памятников каменного зодчества не только Суздаля, но и всей России.

    Однако в 1238 году в Суздаль пришли монголо-татары. Город был разрушен, за исключением Ризоположенского монастыря, в котором сумели укрыться немногие горожане. Всё же остальное население было угнано в рабство в орду. Оставшиеся в живых более, чем полтора десятилетия отстраивали город. При этом особенное внимание уделялось возведению монастырей, памятуя о том, где удалось пережить нашествие врагов. Так, на высоком берегу Каменки появляется хорошо укреплённый Александровский монастырь, рядом с Ризоположенским – Троицкий, а на востоке города, где Каменка изгибается – ещё один, Васильевский монастырь. Некоторое забвение XIII века быстро сменяется усиливающимся влиянием Суздальско-Нижегородского княжества в веке XIV, когда сюда приезжают князья из Нижнего Новгорода – Андрей и Борис. Начинается и строительство ещё двух монастырей-крепостей – Покровского на правом берегу Каменки и Спасский на высоком левом берегу. Последний ныне называется Спасо-Евфимиевым монастырем, благодаря первому игумену данного монастыря, которого причислили к лику святых. Однако в 1392 году происходят изменения на политической карте российских земель, вследствие чего Нижегородско-Суздальское княжество теряет свою самостоятельность, будучи включённым в сферу влияния Московской Руси.

    Впрочем, если политического влияния Суздаль уже не имеет, то религиозное влияние обретает огромное. Ещё бы, ведь Суздаль – центр епископии, а в 1507 году открываются мощи причисленного к лику святых Евфимия, первого игумена Спасского монастыря. Это приводит к волне религиозного паломничества: для того, чтобы поклониться мощам, православные едут со всей Московской Руси. Монастыри становятся богаче, от этого богатеет и город: в нём всё чаще встречаются каменные постройки.     И это при том, что для многих бояр Московской Руси Суздаль был настоящей тюрьмой: в женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы ссылали неугодных цариц и других женщин богатых боярских родов. В большинстве случаев эта ссылка была заменой смертной казни, ведь возврата к прошлой жизни у таких женщин уже не было. Да и монастырь тогда представлял собой тюрьму строгого режима. Впрочем, только благодаря своим оборонительным качествам монастыри и могли выдержать практически любые боевые действия.

    Особенно трагическим был для Суздаля XVII век. Так, в 1608 году его завоевали войска Великого Княжества Литовского и Королевства Польского. Лишь в 1611 году войска Минина и Пожарского отбили город, также нанеся значительный ущерб многочисленным строениям. В 1634 году город разграбили и сожгли крымские татары, а всё, что не сгорело тогда или было отстроено в дереве, сгорело во время огромного пожара 1644 года. 1654-1655 годы «отличились» моровой язвой, которая погубила более половины всего населения. По завершении эпидемии в качестве благодарности жители Суздаля возвели часовню, которую в 1770 году сменила капитальная каменная церковь, освящённая в честь Святого Креста, а один из приделов – в честь Николая-Чудотворца. В народе ее сразу прозвали Кресто-Никольской церковью. Так она называется и поныне.

    Однако с приходом к власти Петра I, а потом – с реформами, проводимыми Екатериной II, двумя самыми мощными реформаторами Руси, значительно ослабляется власть монастырей и церквей. Тем не менее, даже ставший обычным провинциальным городом (суздальская епископия упраздняется) Суздаль имеет очень мощное влияние религиозных структур. Сюда продолжают приезжать паломники, благодаря чему продолжается и строительство каменных храмов и колоколен. В 1707 году появляются Цареконстантиновская и Входо-Иерусалимская церкви, в 1720-м – Иоанна-Предтечинская и Воскресенская, в 1739 году – Казанская, в 1745 – Антипьевская, в 1752 – Скорбященская, а в 1772 – Пятницкая. Причём строительство происходит таким образом, что рядом располагаются два здания – «летней» и «зимней» церкви.

    Строительство продолжается и в XIX веке – в 1806 году начато строительство Торговых рядов из камня, а в 1813-м году – возведение Преподобенской колокольни в Ризоположенском монастыре (в память о победе над Наполеоном). Впрочем, торговля постепенно затухает, промышленное производство не организуется, а значение ремесленного производства всё больше снижается. А когда Суздаль оказался ещё и вдали от железной дороги, провинциальность города была предрешена.

    Впрочем, только благодаря этим вроде бы неблагоприятным для города обстоятельствам, мы сегодня можем увидеть этот город почти таким, каким он был и несколько веков назад.

  Суздаль  
  Суздаль, Кремль  
  Кремль  
  Суздаль, Посад  
  Церкви посада  
  Суздаль, Покровский монастырь  
  Покровский монастырь  
  Суздаль, Спасо-Евфимиев монастырь  
  Спасо-Евфимиев монастырь  
   
  Александровский монастырь  
  Суздаль, Ризоположенский монастырь  
  Ризоположенский монастырь  
  Суздаль, Васильевский монастырь  
  Васильевский монастырь  
  Суздаль, Музей деревянного зодчества  
  Музей деревянного зодчества  
  Суздаль, Улицы и слободы  
  Улицы и слободы